26 августа на площадке Zoom Streda Consulting, информационное агентство Milknews и Союзмолоко представили рейтинг ТОП-20 крупнейших молочных компаний Республики Беларусь. К онлайн-встрече и трансляции мероприятия на YouTube присоединились более 180 компаний.

В мероприятии приняли участие заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Алексей Богданов, генеральный директор Союзмолоко Артем Белов, генеральный директор Streda Consulting Алексей Груздев, ведущий аналитик “Инфагро” Максим Фастеев, коммерческий директор ООО “Аутспан Интернешнл” (OLAM) Андрей Антонов, заместитель директора по производству Туровского молочного комбината (Беларусь) Вадим Колядич, представители российских и белорусских компаний.

 

Безоговорочным лидером отрасли остается «Савушкин продукт», выручка которого приблизилась к $ 742 млн, – в объединенном рейтинге России и Беларуси, а по сути всего СНГ, компания укрепила занятые в прошлом году позиции на 3-ем месте, увеличив отрыв от трех ближайших российских конкурентов в 1,5-2 раза. Благодаря последовательному поглощению Березовского СК (2018), Оршанского МК (2019), Барановичского МК (2020) компания за два года смогла почти удвоить выручку, а реализуемые на приобретенных площадках инвестпроекты позволят в ближайшие годы создать крупнейшего в Восточной Европе производителя сыров с мощностями более 80 тыс. т в год.
 
В ТОП-5 крупнейших компаний сохранили свои позиции Слуцкий сыродельный комбинат (№2), Бабушкина крынка (№3), Минский молочный завод №1 и Лидский молочно-консервный комбинат (разделили 5 место). На 4-ое место, обогнав сразу четырех игроков, ворвалась компания “Молочный мир”, которая благодаря присоединению Щучинского МСЗ и  Дятловского СЗ удвоила выручку до почти $250 млн. При этом Лидский МКК удержал свои позиции в ТОП-5 тоже только за счет присоединения МК “Новогрудские дары”.
 
Совокупная выручка ТОП-20 компаний за 2020 год выросла на 22% в рублях – из компаний, не участвовавших в M&A, сопоставимые темпы роста показали только Туровский молочный комбинат, Кобринский МСЗ и Бабушкина крынка. При этом динамика продаж в долларах на фоне постепенной девальвации белорусского рубля значительно скромнее, а у половины участников рейтинга она упала на 5-15%.

 

Также на презентации Консалтинговая компания Streda Consulting совместно с Союзмолоко представила первый рейтинг ТОП-30 крупнейших молочных компаний Таможенного союза, который по сути эквивалентен по всем странам СНГ.

Первые два места в рейтинге с большим отрывом заняли компании Danone Group и Pepsico. А на третьем месте обосновался белорусский «Савушкин продукт», который с оборотом в $742 млн за год увеличил отрыв от трех ближайших конкурентов в 1,5–2 раза, но все еще в 2-2,5 раза проигрывает лидерам рынка.

«Благодаря последовательному поглощению Березовского, Оршанского и Барановичского комбинатов компания за два года смогла почти удвоить выручку, а реализуемые на приобретенных площадках инвестпроекты позволят в ближайшие годы создать одного из крупнейших в Восточной Европе производителей сыров с мощностями более 80 тыс. т в год», – подчеркнул генеральный директор Союзмолоко Артем Белов.

Всего в рейтинг вошли восемь белорусских компаний. Помимо «Савушкина продукта», это Слуцкий сыродельный комбинат, «Бабушкина крынка», «Молочный мир», Минский молочный завод №1, Лидский МКК, Рогачевский МКК и «Беллакт», каждая из которых является лидером в Беларуси в своих товарных категориях.

Однако большая часть этих компаний разместилась во второй десятке рейтинга – с 9 места Слуцкого СК до 21 места Рогачевского МКК, а «Беллакт» дотянул только до 27 места. Остальные позиции, в том числе с 4 по 8 место принадлежат российским и международным компаниям. При этом масштабы компаний из второй десятки белорусского рейтинга не позволяют им войти даже в консолидированный ТОП-40, за исключением Туровского МК, занявшего бы 36 место.

Стоит отметить, что достаточно высокие позиции белорусских компаний в значительной степени обусловлены несколькими волнами консолидации заводов, в то время как в России тренд на консолидацию только формируется, и сделки M&A пока единичны. Поэтому успехи российский компаний – это прежде всего органический рост. 

Общий вес российских компании в совокупной выручке рейтинга в 2 раза выше белорусских, даже без учета Danone и Pepsico – 46% против 23%. В целом, отечественные компании существенно превосходят по масштабам белорусских игроков, несмотря на активное укрупнение холдингов и развитие экспортных продаж на мировом рынке.

Совокупный оборот ТОП-30 крупнейших компаний СНГ, согласно данным рейтинга, составил около $10 млрд, что сопоставимо с оборотом крупнейших глобальных молочных компаний, например Arla Foods, Saputo или DMK, хотя и в 2 раза меньше масштабов крупнейших мировых кооперативов – Fonterra,  Dairy Farmers of America и Lactalis.

 

В ходе мероприятия заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РБ Алексей Богданов выразил надежду что, разрешение на поставку в Алжир белорусской молочной продукции будет получено до конца текущего года.  Он отметил, что Алжир является очень сложным рынком для получения разрешения на экспорт молочной продукции, в частности, в вопросах взаимодействия с органами государственного управления и нахождения локальных партнеров. Работу с Алжиром Беларусь начала еще четыре года назад, но долгое время дело не продвигалось.

 

Более подробно с рейтингом можно ознакомиться на сайте top.milknews.ru

Посмотреть трансляцию на YouTube можно по ссылке: Рейтинг крупнейших молочных компаний Беларуси.

С достижениями участников рейтинга в плане диверсификации молочного экспорта вы можете ознакомиться, прочитав материал Milknews: https://milknews.ru/longridy/Kuda-dvizhetsja-belorusskij-molochnyj-jeksport.html.